Продолжая тему реформирования системы первичной медицинской помощи в Украине, стоит рассмотреть еще один очень важный ее аспект, а именно диджитализацию значительной части данных. Речь идет об электронной системе e-Health, которая позволит автоматизировать учет данных и управление информацией о медицинских услугах. К информации, которую аккумулирует эта система, относятся электронные медицинские карты, электронные направления, электронные рецепты на "Доступные лекарства" и многое другое.
Внедрение системы e-Health
Главная причина введения электронной системы — это усталость как пациентов, так и врачей от большого количества бумажной документации, требующей много времени на заполнение и вызывающей немало сложностей с хранением и поиском необходимых данных. Отныне вся медицинская документация должна быть оформлена в электронном формате, что поможет облегчить работу врачам, предотвратить потерю важной информации и обеспечить прозрачность всех действий. На локальном уровне новая система позволит более качественно и оперативно предоставлять медицинские услуги, а глобально она открывает еще больше возможностей: делает доступным сбор данных о необходимых услугах в отдельных районах и помогает точнее рассчитывать тарифы.
Юридические нюансы
Владельцем центральной базы данных электронной системы здравоохранения является государство в лице НСЗУ, а ее администратором и службой технической поддержки — государственное предприятие "Электронное здоровье".
Согласно законодательству Украины об электронном обороте данных, все документы, внесенные в эту базу, должны быть заверены электронной подписью и иметь собственную уникальную запись в соответствующем реестре.
Основные категории данных
В e-Health вносится информация, которая в дальнейшем попадает в следующие реестры:
- подписанных деклараций о выборе врача первички;
- договоров медучреждений об участии в программе реимбурсации;
- договоров об участии в программе медицинских гарантий;
- пациентов, имеющих право на государственные финансовые гарантии;
- медучреждений, ФЛП и лабораторий, имеющих соответствующие лицензии;
- медработников, имеющих специальное образование;
- трудоустроенных медработников.
Учет и использование такой информации не могут нарушать врачебную тайну и законы обеспечения защиты персональных данных. Точность и актуальность имеющейся информации можно обеспечить путем верификации, то есть, сравнения полученных данных с другими сведениями.
Права пациентов и медицинских работников, работающих с e-Health
Врачи и другие медработники, которые взаимодействуют с e-Health, могут выполнять следующие действия:
- дополнять и редактировать данные о пациенте по его запросу;
- создавать электронные экземпляры деклараций;
- публиковать сведения о рецептах, направлениях и так далее;
- запрашивать информацию с целью улучшения качества медицинских услуг.
Что касается пациентов и их представителей, они имеют право:
- регистрироваться в системе, дополнять и корректировать информацию о себе;
- подавать декларацию о выборе врача первички;
- просматривать данные о себе;
- предоставлять и отзывать согласие на обработку персональных данных.
На данном этапе доступ открыт не ко всем функциям, предусмотренным проектом, но в дальнейшем предполагается совершенствование системы и полный отказ от бумажной документации.
Возникли вопросы, обратитесь письменно за консультацией
или свяжитесь с нами через раздел контакты