Реклама в медицинской сфере: особенности законодательства и практики

Реклама в медицинской сфере: особенности законодательства и практики

Получив лицензию МОЗ Украины, медучреждению нужно информировать население о своих услугах и возможностях. Предлагаю сегодня рассмотреть особенности рекламы в медицинской сфере, ведь здесь есть свои правила и ответственность за их несоблюдение.

 

Реклама способствует распространению информации о клинике и таким образом привлекает внимание населения. В статье 1 Закона Украины «О рекламе» дается определение рекламы как информации о лице или товаре, которая имеет любую форму и распространяется любым способом, предназначенная для формирования осведомленности и интереса потребителей.

Особенности рекламы медицинских услуг и лекарственных средств

Медицинское направление рекламы регулирует статья 21 указанного Закона. Здесь указаны правила для оборудования, лексредств, методов меддеятельности. Содержание этой статьи показывает жесткие рамки, установленные законодателем в рекламных действиях медицинского направления. При заказе рекламы для медцентра нужно помнить о таких моментах:

  • При формировании рекламного объявления обязательно нужно указать реквизиты лицензии МОЗ Украины;
  •  Содержание должно дополняться оговоркой «Самолечение может быть вредным для вашего здоровья», при этом указанная подпись должна занимать 15% и более от продолжительности или площади всей рекламы;
  •  Нельзя гарантировать, что лечебный результат будет достигнут легко и быстро;
  • В рекламных объявлениях, бордах или других объектах, информирующие о медизделии, лексредстве, методах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, запрещено участвовать врачам и медработникам, а также лицам, которые имитируют внешний вид врача. Правовое регулирование этого вопроса является интересным, потому что в законодательстве Украины нет определения термина «методы профилактики, диагностики ...»;
  • Нельзя рекламировать лекарственные средства, которые применяются только по рецепту врача;
  • Запрещена информация о допинговые вещества, которые могут применяться в спорте;
  • Запрещается рекламировать лекарственные методы и средства, находящиеся в процессе рассмотрения в установленном порядке, но пока не допущены к применению и др.

Случай из практики

Например, обратимся к интересному судебному делу. Кратко его можно описать так: в рекламе медучреждения содержался перечень услуг и был изображен человек, похожий на врача. Медицинский центр рекламировал свои услуги: консультации специалистов, лабораторные анализы, лечебные процедуры. Рекламный объект в верхней части изображал человека в медицинской маске и латексных перчатках, который держал пробирку в руках. Госпотребслужба наложила на медцентр штраф согласно составленному протоколу о нарушении законодательства. Это действие было обжаловано медучреждением. Решение суда опиралось на позицию, что рассматривая методы профилактики, диагностики и другие, эти понятия соответствуют изображенным в рекламе инструментам и средствам для постановки диагноза, предупреждения болезней и т.п.. Медцентр доказывал идею, что распространенная информация не является рекламой медуслуг, а это реклама медицинского учреждения в целом. В результате суд первой инстанции отменил наложение штрафа.

Но позже состоялся апелляционный суд, который полностью отменил решение первой инстанции. Причиной этого стала лабораторная диагностика в связи с изображением особы, которая в сознании потребителей ассоциировалась с врачом-лаборантом.

По нашему мнению, из этого можно сделать вывод, что в данной рекламе не надо было размещать перечень услуг. В таком случае даже при наличии изображения врачей медучреждение могло бы доказать, что целью рекламы является само юридическое лицо, и выиграть судебное дело.

Ответственность за нарушение рекламного законодательства

Что касается ответственности за нарушение рекламного законодательства, которую регулирует статья 27 Закона Украины «О рекламе»:

  • Если медучреждение не соблюдает требований, касающихся содержания рекламы и условий ее распространения, то рекламодатель несет ответственность, равную пятикратному размеру реализованной рекламы;
  •  Стоимость рассчитывают, опираясь на договорную стоимость без учета значения внесенных налогов и сборов;
  • При отсутствии возможности расчета суммы распространенной рекламы с нарушениями, на распространителя и заказчика накладывается штраф. Он составляет до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

В своей практике медицинские юристы неоднократно сталкиваются с нарушениями рекламного законодательства. Продвижение медуслуг важно для будущего развития заведения. Но следует внимательно изучать законодательные требования, прежде чем реализовывать рекламную кампанию.

Учесть все нюансы, используя свой многолетний опыт, могут юристы Law&Med. Обращайтесь за консультациями и заказывайте юридическое сопровождение деятельности медучреждения. Тратьте свое время на развитие медицинской организации, а решение текущих задач доверьте профессионалам.

Возникли вопросы, обратитесь письменно за консультацией

или свяжитесь с нами через раздел контакты

Консультация Подробнее