Сегодня рассмотрим важную тему для тех, у кого уже есть медицинская лицензия. Речь пойдет о лицензионных проверках, которые проводятся МОЗ Украины, Госатомрегулирования и Гослекслужбой.
Плановые проверки может проводить только орган лицензирования. В случае с Министерством здравоохранения Украины, такие проверки осуществляются в соответствии с заранее утвержденным квартальным планом. Важно знать, что один и тот же лицензиат не может проходить проверку чаще одного раза в год. По результатам проверки составляется унифицированный акт.
Подготовка к проверке МОЗ Украины
Рассмотрим, как успешно пройти такую проверку.
В случае с плановой проверкой есть существенное преимущество — времени, чтобы подготовиться и исправить имеющиеся недостатки, достаточно. Чтобы иметь преимущество во времени, стоит мониторить соответствующие приказы Минздрава на официальном сайте. О точных датах начала и завершения проверки Минздрав Украины сообщает лицензиатам за 10 дней.
В рамках подготовки необходимо сделать следующее:
- освежить в памяти лицусловия и убедиться в их соблюдении;
- проверить наличие всех оригиналов документов, в том числе и тех, которые подавались в Минздрав вместе с заявлением при оформлении лицензии;
- проверить наличие копии лицензии в каждом месте работы, равно как и аккредитационного сертификата (если медучреждение работает два года или более);
- сформировать структуру медучреждения и изобразить ее в виде схемы, иллюстрирующей наличие подразделений и кабинетов врачей с учетом их специальностей;
- проконтролировать актуальность данных, указанных в сведениях о материально-технической базе и медицинском персонале в штате учреждения;
- обеспечить правильность и полноту данных на вывеске медучреждения, а также наличие табличек на дверях кабинетов врачей в соответствии с их должностями;
- оформить уголок потребителя согласно установленным требованиям таким образом, чтобы он содержал книгу копию актуальной лицензии МОЗ (или Извлечение из лицензионного реестра), прайс на медицинские услуги, правила пребывания пациентов в медучреждении и тому подобное;
- решить все кадровые вопросы, в частности, обеспечить укомплектованность штата с учетом ставки, наименований должностей и имеющихся документов медицинских работников (в день проверки документы должны быть актуальными, а если это не так, то соответствующих работников необходимо отстранить от работы);
- соблюдать стандарты делопроизводства и документооборота, в частности обеспечить наличие необходимых журналов, инструкций, номенклатуры дел и тому подобного;
- разработать или проверить имеющиеся инструкции по проведению медпроцедур.
Что касается документов, то именно они проверяются и становятся основанием для заключения комиссии. Поэтому необходимо внимательно проверить следующее:
- безопасные условия труда (оформление должностных инструкций, наличие страховок, своевременные отметки о медицинских осмотрах и вакцинации сотрудников и т. п.);
- правильный порядок ведения всех учетных журналов (они должны быть прошиты и пронумерованы, содержать корректные даты);
- соблюдение санитарных норм и правил (этот пункт должен быть подтвержден договорами на утилизацию мусора, на стирку белья и т. п.);
- контроль качества медуслуг (регламенты системы качества, локальные протоколы и т. д.);
- обеспечение медоборудованием, подтверждение его хорошего технического состояния и метрологической поверки (табель оснащения, акты проверки и т. п.);
- ведение учетной и отчетной документации, например, медицинских карточек, форм согласия на медицинское вмешательство.
Контроль и проверки Гослекслужбы и Госатомрегулирования
Отдельной подготовки требует проверка обращения с лекарственными средствами. Поэтому особое внимание следует уделить обеспечению правильных условий хранения, входящего контроля качества, списания, учета лексредств, а также документального подтверждения этого.
Кстати, проверку соблюдения медучреждениями законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров выполняет Гослекслужба. Периодичность проверок зависит от баллов заведения — оценки по определенным критериям, утвержденным постановлением Кабмина от 02.12.2020 № 1185. Например, если медучреждение набирает от 41 до 100 баллов, то его относят к группе высокого риска, и это означает необходимость прохождения плановой проверки раз в два года. Чем меньше балл, тем больше будет интервал между плановыми проверками.
Медучреждениям, использующим ИИИ в ходе осуществления деятельности, стоит подготовиться и к проверкам Госатомрегулирования. Алгоритм подготовки в целом похож на предыдущие случаи. Важно проверить соответствие всем лицензионным условиям, проверить актуальность измерений дозоформирующих параметров рентгенаппарата, своевременность прохождения персоналом категории А медосмотров и обучения по радиационной безопасности и отобразить это в документах.
Чтобы избежать проблем, связанных с выявлением несоответствий в ходе проверки, советую заранее проконсультироваться с квалифицированными юристами LAW&MED. Мы поможем исправить имеющиеся недостатки вовремя.